Автор: Меттер Эрнест Яковлевич
С конца 1950-х годов в США темпы
строительства АПЛ резко возрастают: к концу 1959 г. было построено 9
лодок. Налицо была угроза всё большего отставания отечественной
кораблестроительной промышленности в сравнении как с морской
ракетно-ядерной системой США, так и с их многоцелевыми АПЛ.
В СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») в 1959
году один из ведущих специалистов – А.Б. Петров вышел с предложением о
создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной
высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа.
Уменьшение экипажа до 16 человек
обуславливало и более жесткие требования по надежности оборудования.
Ставилась задача автоматизации его обслуживания в течение всего
плавания. 23 июня 1960 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР
№704-290, которое установило главные ТТЗ для
комплексно-автоматизированной подводной лодки проекта 705. В тот же
период с учётом вышесказанного было выдано техническое задание на БИУС
“Аккорд” для АПЛ пр.705. Обоснование БИУС “Аккорд” впервые проводилось
на основе анализа деятельности всех боевых частей и боевых постов
подводной лодки в различных боевых и тактических эпизодах с
представлением АПЛ как единой человеко-машинной системы. БИУС должна
была обеспечивать командиру централизованное управление боевой
деятельностью подводной лодки, решение широкого круга задач по сбору,
обработке информации и отображению ее на едином пульте; управление
кораблевождением и стрельбой всеми видами оружия на АПЛ. Общее
руководство за проведением работ по проекту автоматизации подводной
лодки осуществлял академик А.П. Александров, а научное руководство
созданием систем управления для нее – академик В.А. Трапезников.
Главным конструктором БИУС “Аккорд” был
назначен лауреат Сталинской и Ленинской премий, к.т.н А.И.Буртов. В СКБ
при заводе им. Кулакова (впоследствие ЦКБ «Полюс») малочисленным
коллективом инженеров-разработчиков аппаратуры и алгоритмов
функциональных и тактических задач, конструкторов электронных приборов и
микроэлектроники, программистов, в тесном содружестве с учёными и
специалистами по вычислительной технике ИАТ АН (впоследствии ИПУ АН им.
академика В.А. Трапезникова), была спроектирована, изготовлена и
отлажена во всех режимах использования уникальная боевая
информационно-управляющая система (БИУС) “Аккорд”. Управление подводной
лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного
командного пункта. Комплексная автоматизация БИУС обеспечивала решение
задач сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования,
воспроизведения внешней обстановки, автоматического и дистанционного
управления техническими средствами и движением, расчет эффективности
применения вооружения, целераспределение огневых и технических средств, а
также выполнение задачи кораблевождения и навигации в условиях
длительного (до нескольких месяцев) подводного плавания при отсутствии
дозаправки и без всплытия. Одновременно была решена проблема минимизации
весов и габаритов при условии соблюдения жёстких требований по
вычислительной мощности, высоким показателям надёжности, живучести и
обеспечения работы БИУС в мультизадачном режиме в реальном масштабе
времени. Для обеспечения работы БИУС в качестве ядра централизованного
управления человеко-машинными комплексами корабельных систем, РЭВ
включало в себя автоматизированный ГАК “Океан”, автоматизированный
комплекс автономных средств навигации “Сож”, систему автоматического
управления оружием “Сарган”, автоматическую систему радиационного
контроля “Альфа”, автоматизированный комплекс средств радиосвязи
“Молния”, телевизионно-оптический комплекс ТВ-1, РЛС “Бухта”, систему
единого времени “Платан” и систему внутрикорабельной связи “Элипсоид”.
Строительство опытной подводной лодки
проекта 705 (К-64) с атомной энергетической установкой ОК-550 было
начато в эллинге Ленинградского адмиралтейского объединения 2 июня 1968
г. 22 апреля 1969 г. корабль был спущен на воду (командир – капитан 1
ранга А.С. Пушкин). В конце 1971 года он прибыл на базу в Западную Лицу и
31 декабря вступил в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии
3-й дивизии ПЛ. В декабре 1977 г., после завершения заводских и
государственных испытаний, лодка 705K (К-123) с командиром – капитаном 2
ранга А.Ч. Аббасовым приступила к отработке курсовых задач боевой
подготовки для ввода в состав сил постоянной готовности Северного флота.
В 1984 году за успешное освоение принципиально нового типа корабля А.Ч.
Аббасов был удостоен звания Герой Советского Союза, а А.С. Пушкину
(командиру “несостоявшейся” К-64) был вручен орден Ленина.
Атомные подводные лодки пр.705 намного
опередили свое время. По замыслу, малая АПЛ, своеобразный “подводный
истребитель-перехватчик”, располагая скоростью подводного хода,
превышающей 40 узлов, должна была быть способна в предельно короткое
время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного
противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки
АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из
своих торпедных аппаратов. По сочетанию таких ТТЗ как скорость хода,
маневренность, численность экипажа АПЛ пр.705 не имела (и не имеет до
сего дня) себе равных среди отечественных и иностранных ПЛ. Реактор с
жидкометаллическим теплоносителем, высокий уровень автоматизации,
небольшой экипаж и повышенные в связи со всем этим требования к его
профессионализму и при этом малые водоизмещение и размерения, мощное
вооружение и поистине фантастические на то время маневренные и
скоростные характеристики – все это делало лодки этого проекта
уникальными по своим боевым возможностям и серьезными противниками для
противолодочных сил. Судьба их, однако, сложилась не совсем гладко, а
порой и трагично… Причин, позволивших разрушить это направление, было
много, достаточно назвать некоторые: – авария на опытной АПЛ К-64 (зав.
№900) с затвердением теплоносителя 1-го контура, повлёкшая вывод корабля
из строя; неготовность ВМФ и особенно береговых служб обеспечения к
эксплуатации таких кораблей; сложность подготовки экипажей, равноценных
первым экипажам командиров ПЛ А.С. Пушкина, А.У. Аббасова, А.Ф.
Загрядского; и, главное – неприятие этого корабля чиновниками всех
уровней и званий.
Вспоминает Анатолий Чистяков
Боевая информационно-управляющая система БИУС “Аккорд” для комплексно
автоматизированной малоэкипажной ПЛ пр.705 занимает особое место среди
отечественных комплексных автоматизированных систем управления. БИУС
“Аккорд” явился первой и единственной системой, которая позволила
обеспечить управление боевой деятельностью ПЛ с единого пульта
управления, замкнув на себя централизованное управление всем
радиоэлектронным вооружением и оружием ПЛ, решив в этой части задачу
комплексной автоматизации и малоэкипажности ПЛ.
Единственной же потому, что ПЛ пр.705 оказалась единственным
представителем малоэкипажных лодок такого класса и ее перспективное
направление не имело дальнейшего развития по различным и далеко не
техническим причинам или полезности.
БИУС “Аккорд” обеспечил управление, сбор, обработку и комплексирование информации систем ПЛ:
- гидроакустическим комплексом “Океан” с входящими гидроакустической станцией “Енисей” (в режимах ОКО, ОГС, ИД, АСЦ и КПС), измерителем скорости звука в воде “Жгут”, акустическим лагом “Мечта”, эхоледомером “Север”, эхолотом “Сиг” и гидронавигационной станцией “Роса-П”;
- навигационным комплексом “Сож”, в т.ч. автопрокладчиком;
- навигационной РЛС “Чибис”;
- пассивной РЛС “Бухта”;
- радионавигационной станцией “Авлога”;
- универсальным перископом “Сигнал”;
- системой управлением движения “Боксит”;
- системой управления ТА “Сарган”.
БИУС “Аккорд” обеспечил использование оружия и средств ГАП с электрическим вводом данных:
- торпед УСЭТ, ССТ, ДЭСТ;
- торпедо-ракет “Шквал” и “Вьюга”;
- прибором ГАП “Корунд”.
Управление боевой деятельностью ПЛ обеспечивалось путем решения
уникального набора задач, уникального для БИУС как первого, так и
последующих поколений.